ГОУ "Забайкальский краевой лицей-интернат"

Приветствую Вас Гость | RSS
Главное меню
Форма входа
Анкеты
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


     

БОП 2012

*Психологическое сопровождение потенциально одаренных старшеклассников  в условиях специализированного учреждения

Забайкальский краевой лицей интернат, психолог Есина Т.А.

*В психологии одаренность определяется через понятие способности. В самом общем представлении одаренность может быть определена как обладание большими способностями. Под способностями же в свою очередь понимаются индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.  * *

*Анализ современных исследований в области акмеологии показывает, что одаренность чаще всего определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психосоциальным развитием и физическими данными. В области опережающего развития познания отмечается повышенная любознательность, связанная с повышенной  биохимической и электрической активностью мозга, способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, упорство в достижении результата в сфере, которая ребенку интересна, высокая степень погруженности в задачу, яркое воображение, высокоразвитая фантазия. В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственно сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. В силу рано сформировавшихся личных систем ценности дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим, имеют хорошо развитое чувство юмора и преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать. В области физических характеристик для одаренных детей свойственен очень высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна.

*Началом психологического сопровождения учащихся Забайкальского краевого лицея-интерната было диагностическое исследование, которое имело своей целью определить особенности именно этих учащихся, и подтвердило вышеизложенный анализ современных  представлений о детях с развитыми способностями. 

*Результат психодиагностического исследования уровня развития способностей показал, что половина старшеклассников достигла высокого уровня развития общих академических способностей (обучаемости), четвертая часть учащихся – высокого уровня развития специализированных АКАДЕМИЧЕСКИХ способностей (точные, естественные, социальные, филологические науки), у четверых можно было зафиксировать потенциальную специализированную одаренность (физика, информатика, биология).

*У подавляющего большинства учащихся показатель IQ по методике Р. Амтхауэра (Amthauer Intelligenz-Struktur-Test, IST) выше 100, у половины из них свыше 106, у четвертой части – выше 115. Коллеги оценят эти результаты, как достаточно высокие, учитывая сложность методики.

*При этом подавляющее большинство имело выраженные опредмеченные или диффузные страхи, неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка при высоком уровне притязаний диагностировалась у большей части способных учеников, половина старшеклассников испытывала острое чувство одиночества, десятую часть всех учеников посещали суицидальные мысли или намерения.

*Зная особенности детей с потенциальной одаренностью и понимая, что современное общество наше не располагает возможностями и ресурсами (педагогическими, родительскими, общественными), чтобы создать таким детям в процессе жизни и обучения комфортные для развития условия, мы не удивляемся такой картине. У детей с высокими умственными способностями за период роста и взросления возникает много сложностей в семье, школе, общении со сверстниками. Проблемы с родителями обусловлены низкой психологической грамотностью общества. Из-за высокой  познавательной активности, склонности начинать несколько дел одновременно и браться за слишком сложные задачи – родители устают от потенциально одаренного ребенка, отталкивают его, и часто просто не умеют на это правильно реагировать. Проблемы со сверстниками начинаются еще в детском саду и обостряются в школе, так как такого ребенка принято считать выскочкой, его интересы не совпадают со сверстниками, он  постоянно оторван от группы. На этом фоне зачастую развиваются проблемы в обучении, потому что кроме одного предмета его не интересуют никакие другие. Далее следуют проблемы с педагогами, которые, ко всему прочему, психологически не готовы к принятию такого ребенка, ориентированы на среднюю норму, привыкли к «коллективным» формам обучения, или не имеют возможностей применить индивидуальный подход (например, из-за большого количества учеников в классе).  Так возникают и развиваются не способности и задатки ребенка,  а          личностные проблемы: страхи из-за развитого воображения, обостренное чувство справедливости, неуверенность в себе и своих силах,  реакция «ухода» от трудностей и проблем.

*Программа психологического сопровождения интеллектуально одаренных старшеклассников «Открытая дверь» в условиях специализированного образовательного учреждения базируется  на вышеизложенных результатах диагностического исследования способных учащихся, учитывает все особенности этих детей, включает в себя работу по всем направлениям деятельности психолога (диагностика, коррекция, профилактика и просвещение) и со всеми участниками образовательного процесса (ученики, родители, педагоги). Программа включает в себя поэтапно первичную и проверочную психологическую диагностику уровня способностей и склонностей, а так же личностных особенностей ребенка, индивидуальную и групповую работу с родителями и педагогическим составом, авторские подпрограммы по адаптации, профилактике суицидальных намерений, профилактике зависимости от ПАВ, психологическую подготовку к ЕГЭ и профориентирование.

*Специализированное учреждение, каким является наш лицей, позволяет создать психологические и образовательные условия сопровождения, в которых потенциальная одаренность и личность ученика будут гармонично развиваться. Во-первых, это возможность для способного и познавательно активного ребенка оказаться в коллективе «себе подобных», где стремление к знаниям, озабоченность успехами в учебе, активность на уроке и вне его встречает понимание и принятие сверстников, а так же поощрение педагогов. Это положительно сказывается на самооценке учащегося, повышает его веру в свои силы, позволяет довериться и полностью раскрыть свои таланты. Кроме этого,  возникает здоровая конкуренция среди учащихся, позволяющая обучится не только предмету, но и развить умение справляться с трудностями, трудолюбие в достижении успеха и т..п. Во-вторых, психологическая работа с учащимися и их родителями, учителями в индивидуальной или групповой форме возможна целенаправленно в русле формирования грамотного отношения к проблеме развития способностей, обучения эффективным педагогическим формам обучения способных детей и родительским стилям взаимодействия с одаренным ребенком. В-третьих, становится более глубокой психологическая коррекция возникших личностных проблем, так как число детей, обучающихся в лицее по сравнению с общеобразовательной школой меньше, а кроме этого половина учеников проживают в общежитии лицея. Немаловажным условием для качественного психологического сопровождения детей с такими особенностями является возможность достойного материально-технического оснащения психологической службы, наличие оборудованного кабинета, выхода в интернет, формирования диагностической методической базы.

*В заключение, хотелось бы заметить, что необходимость создания таких условий для развития способных детей, разработка и реализация качественных программ психологического сопровождения одаренности – первостепенная задача нашего общества. И задача эта тем сложнее, чем больше мы привыкли работать на  среднестатистические показатели. Много лет педагогов и психологов образования ориентировали на «подтягивание» неуспевающих учащихся к среднему уровню,  а те, кто без наших особых усилий показывали высокие результаты, становились «кумирами», «выскочками» или «палочками-выручалочками» на открытых уроках, привыкая к особенному к себе отношению и теряя главную свою способность – трудиться и развиваться. Необходимо осознать, что психологическое сопровождение и социализация одаренных и способных учащихся не эффективны и даже не возможны без сопровождения и социализации тех, кто создает для них условия: родителей,  педагогов, администрации и общества в целом.

                  

 

 

ГОУ «Забайкальский краевой лицей-интернат» является стажировочной площадкой  в рамках реализации мероприятий ФЦПРО (2011-2015 г.) «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» в Забайкальском крае по направлению 1.6 «Распространение моделей развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся». Программа стажировочных мероприятий сформирована по теме «Модель Психолого-педагогического сопровождения потенциально одаренных старшеклассников в условиях специализированного учреждения с целью их успешной социализации»

Стажировочная площадка создана на базе ГОУ «Забайкальский краевой лицей-интернат» по решению Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (приказ № 1174 от 24 октября 2012 г.) и планирует свою работу в соответствии с целями и задачами распространения моделей успешной социализации обучающихся в крае.

Лицей ориентирован на работу с одаренными детьми  Забайкальского края. Данное учебное заведение открыто по распоряжению Правительства Забайкальского края 15 сентября 2010 года. Учащиеся лицея - победители международных, всероссийских, региональных и муниципальных предметных олимпиад и научно-практических конференций. Здание лицея 4-х этажное, учебные кабинеты были расположены на 1,2 этажах. Кабинет медицинского работника находился в общежитии, кабинет психолога на 2-м этаже. Были оснащены лаборантские кабинетов физики, химии, биологии. Материально-техническое оснащение кабинета психолога было недостаточным для полной реализации модели. Кадровые ресурсы: педагог-психолог, учителя-предметники высшей категории, медицинский работник, воспитатели.

В процессе работы площадки были созданы необходимые условия. Прежде всего, оснащен кабинет психолога – сенсорное оборудование, световая и компьютерная техника  позволили создать необходимые условия для реализации модели сопровождения. Для полноценного функционирования модели продолжается формирование методической и диагностической базы, психологическая подготовка педагогов к работе с нашей категорией детей, формирование команды (коллектива), имеющего общую цель, создание условий для эффективной «психологизации среды», совершенствование  системы проверки и анализа достигнутых результатов. Лицей получил в рамках ФЦПРО сенсорную комнату для кабинета психолога, а так же рабочее место психолога (компьютер, факс-копир).

За три года в стажировочных мероприятиях приняли участие 130 стажеров  из 5 территорий края: Агинского, Могойтуйского, Дульдургинского районов, городского округа п. Агинское и г. Читы. Это психологи, социальные педагоги, педагоги, заместители директоров дошкольных и средних ОУ.

Содержание программы стажировки разработано в соответствии с Законом «Об образовании», Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (направление «Развитие системы поддержки талантливых детей»), Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, Президентской программой «Дети России».

Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью обусловлено многими переменами на уровне государства. Научный, культурный и экономический потенциал России зависит от качества подготовки специалистов, людей, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи, видеть перспективу и планировать свою деятельность на основе глубокого критического анализа. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. Именно одаренные дети дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Именно они национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать.

В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно  и эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Понятие «социализация» касается качеств, которые индивид приобретает в процессе социализации, и психологических механизмов, посредством которых достигаются желаемые изменения.

Программа стажировки в ЗабКЛИ разработана в соответствии с квалификационными требованиями к руководителям образовательных учреждений, заместителям директоров, педагогам, специалистам-психологам осуществляющим работу с одаренными детьми.

Слушателям стажировки предлагалось ознакомиться с уже накопленным опытом создания и реализации модели психолого-педагогического сопровождения одаренных старшеклассников, задания по разработке собственных моделей сопровождения одаренных детей с учетом конкретных условий своего образовательного учреждения, экспертизе документов, проектированию мероприятий.

Основная цель программы стажировки: повышение квалификации психологов и педагогов ОУ по вопросам психолого-педагогического  сопровождения одаренных детей, достижение понимания слушателями представляемой информации через рефлексивные процедуры, стимулирование интереса к предлагаемым занятиям, формирование практических навыков в освоении Модели сопровождения одаренных детей с целью их успешной  социализации.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • Ознакомить слушателей с нормативно-правовой базой и системой работы психолога и педагога ГОУ «Забайкальский краевой лицей-интернат»;
  • Сформировать у слушателей представление о способностях и одаренности, о личностных особенностях потенциально или актуально одаренных детей;
  • Заинтересовать слушателей системой работы психолога лицея  -  в виде презентации и наблюдения за реализацией «Модели психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в условиях ГОУ «Забайкальский краевой лицей-интернат», включающей:

-  диагностическое обследование учащихся с целью выявления и отслеживания динамики интеллектуального развития;

- совместную работу психолога и педагога по разработке индивидуальной обучающей траектории каждого учащегося, и формы и методы преподавания в каждом конкретном классе на основе целей педагога и возможностей учащихся;

- программу профессионального определения старшеклассников и психологическую подготовку к ЕГЭ;

- систему профилактических мероприятий, направленных на предупреждение кризисных  состояний у учащихся, употребление ПАВ, обучение методам саморегуляции и самоактуализации;

  • Создать условия и дать возможность слушателю самостоятельно разработать основные направления по организации работы с одаренными детьми в собственном образовательном учреждении.

Целевые группы программы стажировки: психологи и учителя школ Забайкальского края, желающие работать в направлении социализации одаренных детей  или осуществляющие работу со способными и одаренными детьми. Основные формы работы со слушателями:  семинар-практикум,  деловые и ролевые игры, элементы психологического тренинга, анализ открытого урока, проектирование. Программа стажировки построена по модульному принципу. Каждый модуль имеет свою направленность, целевую аудиторию, программу. Модули рассматриваются как самостоятельные единицы, однако, так как они содержательно и технически взаимосвязаны и дополняют друг друга – могут использоваться последовательно одной и той же группой слушателей. Цель  модулей - практическое освоение слушателями возможных подходов к организации учебного процесса, построенного на принципах индивидуализации обучения, с учетом психологической диагностики и знаний форм и методов работы с одаренными и способными детьми.

При проведении стажировочных мероприятий широко используются ИКТ, создана база презентаций, видео-уроков, фильмов обучающего характера.

 

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?


Государственное общеобразовательное учреждение 

 «Забайкальский краевой лицей-интернат»

Адрес: 672010, Забайкальский край, г. Чита, ул. Ленина, 2

Тел.: 8(3022) 33-41-63

e-mailzabkli@mail.ru




Copyright MyCorp © 2024